Планируя наш маршрут, мы понимали, что придется разбивать длинный путь на отрезки. Поэтому 1610 км от Вены до Гомеля мы разбили двумя остановками. Первая из них была через 460 км в Кракове - бывшей столице Польши.
Надо сказать, город на подъезде довольно сер и уныл. Мы долго не понимали, точно ли мы туда приехали. Читали и слышали, что это богатый на архитектуру старинный город, но даже за 5 километров до самого центра нас встречали какие-то убогие хрущовки, разбитые тротуары, дымящие заводы, советские трамваи. И этот осадочек по итогу так никуда и не пропал, оставив от города довольно скомканные ощущения.
Подъехали к нашей гостинице "Аскот". Очень удачно собрались братские народы: сначала наша "Инсигниа" на белорусских номерах, потом "Инсигниа" на московских и за ней на серебристой "Инсигнии" украинец. Машину можно было оставить и прямо под отелем в этой дружной компании, но мы решили оплатить охраняемую парковку в 200 метрах.
Вот такие номера. Все абсолютно нормально для Польши: и не совсем совок, и далеко не хай-тек.
Не сказать, что места очень много, но нам на три чемодана, рюкзаки и пакеты хватило. Небольшой, но пристойный телевизор, нормальный вайфай.
Такой вот санузел. Без изысков, но чистый, не раздражающий. В общем, от всего отеля такое нейтральное ощущение. Даже сказать нечего. Своих 45 евро, безусловно, стоит.
Отправились гулять.
Парковка в городе платная. Так получилось, что мы еще ни разу в Европе паркоматом не воспользовались.
Довольно много в Кракове трамваев - это основной вид городского транспорта. Общая длина всех линий около 100 км. Для разгрузки дорожного движения в центре даже сделали полуторакилометровый подземный участок.
Несмотря на развитость сети, основная часть парка - довольно старые модели, производившиеся в 60-70-х годах. Примерно треть всех составов - старые поезда польского производства, еще треть - списанные поезда из Вены, Дюссельдорфа и Нюрнберга.
Не все, конечно, совсем печально. Есть и довольно современные низкопольные модели - например, такой канадский "Бомбардир Флексити", выпускающийся с 1999 года специально для Кракова и Гданьска, но они составляют лишь четверть от всего парка. Также в Кракове есть участки скоростного трамвая.
Подземный переход в центре города через две автомобильные и две трамвайные полосы - такого быть не должно, конечно.
Перед главным ЖД вокзалом залили каток..
Истосковавшись по шопингу (в Вене постоянно все было закрыто), Таня потребовала вести ее в торговый центр. Буквально в 8 минутах от нашего отеля была "Краковская галерея" - один из самых больших ТЦ в Польше.
Довольно неплохой, симпатичный трехэтажный молл. Почти 300 магазинов и кафе. Но ничего не купили.
В Кракове есть местная архитектурная анти-премия со звучным названием "Архи-Жопа" (как переводится, не знаю). В 2007 году "Краковская галерея" получила гран-при за то, что "это неинтересное здание высасывает жизнь города прямо из ее недр". Ну, не знаю, ТЦ довольно красивый с главного входа. Видимо, основателей премии раздражает именно современная застройка исторического центра.
Когда вышли, на улице уже была темень.
Зато появилась возможность посмотреть на город в рождественских украшениях.
Приближаемся к Старому городу. От галереи тут всего 10 минут.
Драматический театр Юлиуша Словацкого.
Краковский барбакан - одно из оставшихся оборонительных средневековых укреплений, построенное еще в 1499 году. Во время войн единственным входом в замок были Флорианские ворота, и на некотором удаление через водный ров находился этот барбакан. Там размещались лучники, которые первыми встречали наступление врага.
Вот и сами Флорианские ворота, построенные на рубеже 13-14 веков. Примерно отсюда начинается главный туристический маршрут, называемый "Королевской дорогой".
Что интересно, в 1816 году и башня, и барбакан могли быть разрушены по указу австрийского императора, но один польский архитектор отстоял постройки.
Он аргументировал их сохранение тем, что в случае сноса здесь образуется пустырь: тогда центр города откроется ветрам, жители постоянно будут болеть, изо рва будет лететь плохой воздух, а барышням под юбки будет надувать. Его услышали, и культурное наследие было спасено.
Во время Второй мировой войны архитектуре Кракова в очередной раз повезло. При отступлении фашистов в январе 1945 город был заминирован и подготовлен к разрушению, но своевременные действия советской армии предотвратили подрыв. Это позволило в 1987 году включить центр Кракова в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На фото музей Чарторыйских - филиал первого в Польше художественного музея. Одна из известнейших работ, находящихся здесь, - "Дама с горностаем" Леонардо Да Винчи.
Главная улица Старого города - Флорианьска.
В многочисленных закоулках вы найдете, например, обмен валют.
Или лотерейный киоск и салон янтаря.
На Флорианськой много и типичных сувенирных магазинов.
Если покопаться, можно найти стеклянный шар с поляками, переходящими вброд Вислу.
Также в магазинах предлагают оригинально предохраняться.
На Флорианськой можно поесть в "Яме".
Или купить чего-нибудь местного горячительного.
А вот мы вышли в сердце города - на Рыночную площадь.
По периметру площади припаркованы экскурсионные кареты - единственный колесный транспорт в пределах Старого города.
Как и положено, на площади в Польше кипит жизнь.
Здесь большой выбор местной еды, которую можно не только съесть, но и купить домой.
На термометре что-то около нуля, но высокая влажность, поэтому дико холодно. Прогулка превращается в мучение.
Самый центр площади занимают Суконные ряды.
Еще в 13 веке здесь появились первый крытый рынок. Он несколько раз горел, перестраивался и нынешний вид получил лишь в 1879 году.
Решили зайти внутрь погреться.
Здесь довольно красиво, но так же холодно, как и на улице. Покупать особо тоже нечего - тот же самый туристический хлам, что и везде, правда, с большим уклоном на ручную работу.
Вокруг Суконных рядов еще много всяких объектов. Слева на фото можно видеть памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, чей прах находится в Кракове. Как я однажды писал, человек был действительно выдающийся - даже Пушкин трепетал перед его талантом.
Малюсенький костел Святого Войцеха, построенный в конце 11 века. Он носит имя особо почитаемого в Чехии, Польше и Венгрии святого, который был убит калининградскими язычниками и оказался первым польским святым.
Башня 14 века слева от Суконных рядов - все, что осталось от средневековой ратуши, разобранной в 19 веке. В 18 веке в башню ударила молния, и та покосилась. Некоторые путеводители сравнивают ее с Пизанской башней, но это ерунда: в глаза наклон не бросается.
Рядом в полной темноте лежит огромная бронзовая скульптура "Связанный Эрос", прозванная в народе "головой". Почти два с половиной метра в высоту и почти четыре в ширину. Статуя была подарена городу польским скульптором Игорем Миротаем, почти все работы которого - это вариации на тему человеческой головы. Скульптура полая и в нее даже можно залезть. Стоимость ее оценивается в полмиллиона евро. Не так давно, в октябре 2014 года, Игорь Миротай скончался, но его "головы" можно встретить по всему миру: в Канаде, Германии, Франции, Испании и многих других странах.
Наверное, самый известный архитектурный объект Кракова - Мариацкий костел, построенный в 1397 году.
Как легко заметить, башни отличаются по высоте. Чтобы напустить тумана на историю Кракова и привлечь туристов (я так думаю), появилось несколько легенд. По одной из них, возведением башен занимались двое братьев-каменщиков. Старший быстро закончил свою башню и поехал в другой город. Вернувшись, он обнаружил, что вторая башня хоть и не достроена, но сделана значительно основательнее, а, значит, должна была получиться лучше. Тогда разъяренный каменщик вонзил в младшего брата нож. Под потолком в Суконных рядах даже висит тот самый кинжал. Из летописей эту страшную историю якобы приказали вычеркнуть, чтобы не порочить святое дело, и якобы лишь поэтому история осталась только в устной форме.
Что же касается реальных историй, то здесь в 2010 году отпевали погибшего в авиакатастрофе президента Польши Леха Качинського и его жену.
На площади есть интерактивный Музей истории Кракова, а под площадью "Подземелья рынка", но их у нас не было в планах, да и вечером все равно они бы не работали. Что ж, оставляем центр и идем дальше.
Зашли погреться и поесть в тратторию "Сопрано" буквально в 50 метрах от рынка.
Прикольный "глиняный" интерьер, кованные люстры.
Кормят средненько при ценах выше среднего. Утиная грудка была не очень, Тане ее блюдо тоже не понравилось. В общем, проходите мимо, если увидите.
В Кракове очень темно. Это, пожалуй, самый темный город, в котором мы были. Если бы я не "вытягивал" фотографии, то весь отчет был бы примерно таким. На снимке не просто какой-то темный закоулок, а фасад музея Ягеллонского университета.
Не буду вас мучить необработанными снимками, продолжим по старой схеме. Вот и сам Ягеллонский университет - старейший вуз Польши и один из старейших в Европе и мире. Основан был в 1364 году.
В Центрально и Восточной Европе на несколько лет раньше открылся только университет Праги, поэтому краковский вуз был очень важным центром обучения для огромного региона. Сюда приезжали на учебу из Литвы и России. Польский король Ягайло даже создал в кампусе аналог общежития специально для бедных приезжих.
Помимо образовательного значения, Ягеллонский университет является и очень важным образцом готической и нео-готической архитектуры.
Краков считается культурной столицей Польши. Здесь всегда жило много ученых и гуманитариев, особенно до Второй мировой. Дело в том, что большинство ученых были евреями. Те, кто не пострадал от геноцида, после войны поспешили из Польши убраться. Тем не менее, в разное время здесь родились либо жили многие известные люди. Так, например, в Кракове родилась Элена Рубинштейн - создательница знаменитой марки косметики. Известные спортсмены: теннисистка Агнешка Радваньска и первый польский пилот Формулы-1 Роберт Кубица - тоже родились здесь. Почетным жителем Кракова являлся известный польский писатель Станислав Лем.
И последней точкой в нашей прогулке стал Королевский замок Вавель. Путь, по которому мы шли, привел нас к неприступной крепостной стене. Желания обходить комплекс не было, поэтому рассказ будет из-под стены.
Встречает нас краковский кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава. Отсюда не видно, но к типичным готическим башням, как грибы, "приросли" еще порядка двадцати небольших часовен, построенных в абсолютно разных стилях. Выглядит нелепо.
С 14 по 17 века Краков являлся столицей Польши. В 1610 году резиденцию перенесли в Варшаву, и с тех пор благосостояние города сильно ухудшилось. Пришел в упадок и Королевский замок: несколько раз его разграбляли и сжигали. Реставрация комплекса началась лишь в начале 20 века и не закончена по сей день.
За этими стенами вплоть до 18 века происходила коронация. В крипте на территории Вавельского замка похоронены многие польские короли, а также президент Лех Качинський.
Как известно, Польша - страна религиозная, и в Кракове находится более сорока храмов. В Краковской области родился предыдущий римский папа Иоан Павел Второй. В городе даже можно найти граффити с его изображением. Есть в Кракове и единственный в Центрально-Восточной Европе папский университет. В общем, костелов много, рассказывать про каждый смысла нет.
Надо сказать, что мы довольно мало посмотрели. Было холодно, по-европейски темно - гулять особо не хотелось, и мы торопились поскорее в теплый номер. По дороге зашли в дешевый супермаркет, где на кассе нам предлагали бесплатно взять польских яблок (из-за ответных санкций России девать их было больше некуда).
Какие-то объективные впечатления о городе писать сложно: днем мы видели лишь неприглядные окраины, вечером рассмотреть что-либо в темноте было тяжело. Но определенно Краков не зацепил, не нашли мы здесь какой-то изюминки. Не осталось и привкуса недосказанности - кажется, что городу просто нечего больше нам предложить. Отговаривать никого от поездки сюда не будем. Возможно, именно у вас с Краковом что-нибудь сложится.
Предыдущие отчеты из этой поездки:
Следующая часть: