Puzzle Studio

ЛАТВИЯ: РИГА Ч1 (RIGA)

четверг, 24 сентября 2015 г.


По нашей ежегодной традиции на майские праздники мы отправились в путешествие. Чтобы далеко не ехать, решили навестить наших ближайших евросоюзных соседей - прибалтов.
Кратчайший путь из Москвы в Ригу ведет через Новорижское шоссе по трассе М9. Вблизи Москвы шоссе очень хорошее. Буквально за 150 километров до границы трасса уже не так радует: асфальт шумный и волнистый, зато без ям.

Границу прошли относительно быстро, хотя могли бы и быстрее (совет: всегда берите с собой шариковую ручку для заполнения деклараций). И вот на латышской территории на дороге начался ад. Сначала это был дикий серпантин с американскими горками. Серьезно, вы таких горок не видели! Ехать по трассе больше 40 км/ч - самоубийство. Подъемы и спуски очень частые и очень крутые. Не дорога, а самые настоящие волны.

Дальше, почти всю дорогу до Риги, нас ждало вот такое качество укладки асфальта.


Хуже было только на участках с ремонтом - пару раз чуть не свалились в кювет.


300 километров по Латвии оставили следующее впечатление: живут они не очень хорошо. Кругом пустота и упадок: дикие, нетронутые поля, редкие покосившиеся домики. За весь путь ни одной нормальной заправки с кафешкой и магазином. По дорогам ездит один автохлам, который даже в Беларуси уже не котируется. В той же Польше, которую у нас почему-то принято считать бедной, такой асфальт и в кошмаре не представят. А уж до польского придорожного сервиса далеко многим странам, не говоря о Латвии.

Когда до центра Риги оставалось 5 километров, не верилось, что мы въехали в город. Вокруг все выглядит так, будто ты попал в прошлое: все тот же ужасный асфальт, авторынки с ржавеющим автохламом, сомнительные магазины и кафе с названиями типа "Svetlana". В целом, ощущение, что въезжаешь в какое-то захолустье, а не в столицу европейского государства.

В гостинице мы получили квиток на парковку. Нам объяснили, как до нее добраться, но, как оказалось, объяснили плохо. Сутки наша машина простояла вот здесь.


На следующий день нам нужно было забрать автомобиль, к нам подошел охранник и спросил, какого фига мы поставили тачку на частной территории. Но потом увидел белорусские номера, обрадовался и заговорил с нами. Спросил традиционное "как там Батька?", похвалил нашу машину и начал оправдываться, мол у них в Латвии тоже сейчас есть хорошие автомобили, и что "Жигулей" уже мало. Объяснил нам, что мы ошиблись въездом - наш законный паркинг был рядом, но уже без крыши. По традиции припарковались рядом с московской "Инсигнией".


Кстати, Рига решилась-таки попробовать идти в ногу со временем. Прямо перед нашим паркингом красуется бронзовый бык с подписью "Бизнес победит все". В ближайшие годы здесь должен вырасти деловой центр "Нью Ханса Сити" с небоскребами, моллами, фитнесом и прочими модными штуками, без которых не обходится современный город.


Номер мы сняли в четырехзвездочном отеле "ПК Рига". В целом, атмосфера довольно уютная, хотя это три звезды в лучшем случае: вся мебель очень потертая, места для чемоданов вообще нет. Завтраки тоже средненькие.


Санузел, вроде, неплох, но в душе плохо уходила вода. В общем, средний отель, но, если будет нормальная цена, можете брать.


Лобби расположено прямо в колодце жилых домов - необычно.


Передвигаться по центру Риги на машине невозможно. Трафик здесь небольшой, но дороги узкие, а светофорные секции довольно тупые. Полтора километра до гостиницы мы ехали примерно час, пропуская каждые 30 метров на очередном переулке пару пешеходов. Такие улицы нужно попросту делать пешеходными. На фото внизу, кстати, широкая улица.


Парковка в центре платная. По улицам курсируют специально обученные люди и оформляют штрафные талончики.


Парковки местами странные - вот такие, полубордюрные.


Или вот такие - целиком тротуарные.


В центре города средняя стоимость автомобиля резко возрастает. Особым шиком считается иметь номер с минимальным количеством символов. Хотя выглядит это убого с точки зрения эстетики.


Этот всех переплюнул.


Метрополитена в 700-тысячной Риге нет, зато активно используется электротранспорт. В отдаленные уголки города ездит троллейбус, а в центре главный - трамвай. К сожалению, подавляющее количество поездов - древние "Татры".


На втором месте чуть менее древнее "Татры"...


Но с 2010 года Рига стала закупать новые низкопольные "Шкоды". Стоимость билета составляет 1,20 в автомате или 2 евро у водителя. Наш отель был довольно близок к центру, поэтому на транспорте мы так и не покатались.


Зато впервые увидели вот такую поливалку.


А еще для туристов есть вот такой ретро-экземпляр.


В центре Риги находятся целых четыре уютных парка. Ближайший к нам - парк Кронвалда.


Через все парки протекает городской канал. По сути - это бывший ров вокруг городских укреплений, превратившийся в живописный пруд.


В 2000-м году канал был расчищен и облагорожен. На фоне Тани находится управление Рижского порта. В летние месяцы перед ним из воды бьет фонтан.


Такая маленькая милая глупость - декоративный маяк. Естественно, никакой функциональности он не несет.


В 2014 году Рига на год стала культурной столицей Европы. Но оказывается, что в Латвии все еще нет своего музея современного искусства. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, в самых знаковых частях города было установлено 14 гигантских улиток, которые символизируют долгое и медлительное ожидание музея. Лозунг акции: "Современному искусству нужен дом". За два дня мы нашли всего одну улитку именно в этом парке.


Пока же современного искусства на улицах Риги кот наплакал.


Велосипедистов в городе немного. Мне удалось собрать их всех в одном кадре.


Парк полон неожиданностей. Откуда ни возьмись - китайская беседка. На самом деле это подарок КНР к 800-летию Риги.


Но тут новая неожиданность - памятник Пушкину! В Латвии! Русскому поэту! Оказалось, что к Александру Сергеичу у латышей претензий никаких нет. Более того, он олицетворяет борьбу за русский литературный язык (в свое время перед французским), как и латышскую борьбу за свой литературный язык перед немецким.


Памятник появился в 2009 году, но люди все еще кладут в шляпу поэта цветы.


Перед биологическим факультетом Латвийского университета - памятник химику Паулю Вальдену.


Случайно наткнулись и на вот это сооружение. На латышском и русском написано стихотворение:
РАЗЪЕДNНЯЛА СТЕНА БЕРЛNНСКАЯ
ОБЪЕДNНЯЕТ СТЕНА НАС РИЖСКАЯ
ТОЛЬКО ЗА ВРАГА НАШЕГО ПОМОЛNМСЯ
И ЛЮБИТЬ БУДЕМ СВОЕГО БЛИЖНЕГО


По центру композиции находится фрагмент берлинской стены. В стихотворении же идет речь о баррикадах 1991 года, когда страны Балтии и, в частности, жители Риги оказали ненасильственное сопротивление советскому режиму, построив из бетонных плит заборы вокруг политических учреждений.


В парке есть довольно убогонькое место - Рижский дом конгрессов - нагромождение форм конструктивизма.


Как раз одним из вечеров рядом проводился какой-то панк-сейшн. Пивом воняло за километр. В Европе в последнее время модно привозить на подобные мероприятия вот такие писуарчики. Благо их потом огородили натяжным заборчиком, так что конфиденциальность писающих была сохранена.


Напротив очень красивое эклектичное здание 1879 года оккупировало посольство РФ.


На окраине парка Кронвалда также находится Латвийский Национальный театр.


И министерство иностранных дел.


Рига с нетерпением ждет Ваенгу.


Крутая социалочка.


Есть в Латвии один архитектурный феномен - югендстиль. Во всех путеводителях он растиражирован как что-то самобытное.


Самая известная улица, выполненная в этом стиле - Элизабэтэс.


На самом же деле это стиль - не что иное, как ар-нуво с небольшим латышским акцентом.


Ну, или эклектика. Тем не менее, прогуляйтесь. Улица красивая.



Одним из отцов-основателей стиля был петербуржец Михаил Эйзенштейн. Да-да, это не просто однофамилец, а отец режиссера Сергея Эйзенштейна. Именно рукам Михаила принадлежат самый смелые, порой даже аляповатые, проекты югендстиля: лепнина, маски, плитка, арки, эркеры - чего тут только нет.


Еще одно его творение на улице Стрелниеку.


Снова изобилие всего.


Вторая известная улица в этом стиле - улица Алберта.


Несложно догадаться, что это тоже работы Эйзенштейна.


Я думаю, вы и сами уже научились отличать его руку.


Остальные здания попроще.



На Алберта все завешено строительными сетками, поэтому там сейчас смотреть практически нечего. Вообще же здесь целый архитектурный квартал, который называет "Тихий центр".


Начало мая, но на улицах уже множество летних веранд. Зашли в один из ресторанчиков.


Мой сом. Цены как в Москве. Обратите внимание на фиалку. К ним мы еще вернемся.


Латиница и твердый знак.


У Рижских зданий чуть в сторону от центра есть своеобразный шарм - многие из них изрядно пошарпаны и потресканы, что создает некоторый дух города. Можно прямо без подготовки улиц снимать фильмы про войну.


В основном, это касается зданий латышского национального романтизма, который является ответвлением северного модерна. Такую архитектуру можно часто встретить, например, в Скандинавии или в Питере.


Из "Тихого центра" возвращаемся в сторону шумного.


И попадаем в парк Эспланада. Вообще исторически эспланады - это пустые поля перед крепостями. На них запрещалось что-либо строить, чтобы здания не загораживали обзор, и чтобы нападающий враг оказывался в уязвимом положении на пустыре.


Зданий, кстати, здесь и сейчас немного - всего три. Вот реставрируют художественный музей. Рядом стоит не попавшая в кадр неоготическая постройка Латвийской Академии художеств.


Третье и самое красивое здание - Христорождественский собор Латвийской православной церкви.


Довольно симпатичный памятник полковнику Оскару Калпаксу.


Михаил Барклай-де-Толли - предшественник Кутузова. Считается изобретателем стратегии "выжженной земли", когда важные стратегические объекты при отступлении сжигались, чтобы не достаться противнику. Именно так была сожжена в 1812 году Москва во время оккупации Наполеоном. Но мало кто знает, что в том же году были сожжены и предместья Риги. Правда, по ложной тревоге.


Вдоль Эспланады идет бульвар Бривибас (Свободы) - центральная улица и в то же время скучнейшая. Ну, там и нет никого поэтому.


Ведет бульвар к памятнику Свободы в честь павших борцов за независимость Латвии (от СССР в 1918-1920 годах).


Установлен монумент был в 1935 году на месте памятника Петру Первому, что символично. Петр Первый же сейчас "укрывается" на одной из частных парковок и ждет разрешения властей, чтобы попасть на более видное место.


Вокруг площади много государственных флагов. Впрочем, как и во всем городе.


Посольство Франции.


По одну сторону площади находится самый красивый городской парк - Бастионная горка.


Милейшее место просто.



Птички.


Мостики.


Крутейшее место для неспешных прогулок или лежания на газоне.



Вот, собственно, сама горка. С вершины стекает искусственный водопад.


Конструкция была разработана почти сто лет назад.


По другую сторону площади Свободы находится Латвийская национальная опера.


Возле входа интересный памятник Марису-Рудольфу Лиепе. Этот латышский солист балета и киноактер, помимо прочего, был первым мужем Майи Плисецкой. Развелись они, правда, спустя всего три месяца.


Вокруг оперы раскинулся цветущий сад.


На парк выходят окна главного университета страны.


Здесь можно увидеть памятник Джорджу Армистеду - мэру Риги 1901-1912 годов. Период его правления считается самым прогрессивным. Именно при нем в городе разбивались парки, строились кварталы в югендстиле и развивалось машиностроение. На открытии этого памятника в 2006 году присутствовала сама королева Великобритании.


На сегодня все!


Следующая часть:
 

Translate

Счетчик посещений

© 2015 Puzzle Studio