Из всех смотровых мы всегда отдаем предпочтение бесплатным - чаще всего этого хватает. Одна из лучших площадок Стокгольма - Катаринахиссен - "Лифт Катарины". Изначально лифт был построен в 1883 году в качестве общественного транспорта - с помощью него горожане добирались (как на фуникулере) на возвышенность района Седермальм. В 1936 году лифт полностью перестроили, но в 2010 закрыли из-за конструктивных недостатков.
Естественно, в период работы поездка была платной, но использовали лифт уже, в основном, туристы и лишь в качестве смотровой площадки. Однако забраться наверх можно и пешком - за офисным центром на холм ведет лестница.
Две минуты - и вот мы наверху.
На ограждении натянуты стальные тросы - фотографироваться на фоне города неудобно.
Но хотя бы камера пролезает в щель.
Панорама по левую сторону от лифта.
Площадь Рисгордэн, что в переводе означает "Русское подворье". С 17-го по 19-й века здесь был русский квартал, где торговали русские купцы. В конце 19-го века страны решили обменяться обратно площадями: таким образом, Стокгольм вернул себе площадь Рисгордэн, а Москва - шведское-норвежское подворье.
Этот транспортный узел называется Слюссэн - "Шлюз". Здесь с помощью системы шлюзов соединяются озеро Меларен (слева) и Балтийское море (справа). А еще именно здесь впервые в Европе была построена "клеверная" развязка. В 1935 году это стало настоящим прорывом в градостроительстве, Стокгольм называли городом будущего. Но к нашему времени весь транспортный узел обветшал. Как раз видно, что проводятся ремонтные работы: всю конструкцию должны разобрать и построить заново с учетом современных требований города.
Овального здания на переднем плане с конца 2015 года уже нет - его снесли через полгода после нашего отъезда. Когда-то это был самый неформальный клуб города, где собирались все современные субкультуры. Местные молодежные движения пытались отстоять это место, но у властей на него свои планы. Надеюсь, построят что-то красивое.
С этого ракурса видно почти все старинные башни города.
Вид на ратушу и остров Риддархольмен из прошлого поста.
Гамла Стан (Старый город) и современный центр на фоне. Видно много подъемных кранов - скоро в городе прибавится современной архитектуры.
По правую сторону от лифта - вид на залив Балтийского моря. Порт в Гамла Стан.
Хэпсхольмен - музейный остров. Про это место еще будет отдельный пост.
Старейший парк развлечений Швеции - Тиволи Грена Лунд. Существует с 1880 года.
И еще один причал.
Обратно решили спускаться другим путем.
Милая улочка с брусчаткой.
Все-таки красивые у шведов дорожные знаки. Сколько элегантности в этом чернорабочем, копающем щебень.
Шлюз в действии.
Мосты, развязки, эстакады, метро, хорошая и плохая архитектура - чем не Москва?.
И снова Старый город.
Теперь прогуляемся немного по разным местам.
Станция метро, где когда-то была лестница-пианино (прям играло, когда наступаешь). Так и не нашли - видимо, демонтировали.
В Стокгольме живут богатые люди. Город ежегодно попадает в десятку самых дорогих городов Европы. В 2016-м вообще второе место поделили с Копенгагеном. Вот, выкинули хорошую ванну.
Из-за богатых горожан в Стокгольме очень много попрошаек.
Они стоят, сидят и лежат повсюду, буквально каждые 200 метров. В основном, конечно цыгане. Это, кстати, еще до запуска беженцев. Сейчас, наверное еще хуже.
Притом, чаще всего, это не жалостливые попрошайки, а наглые вымогатели. Обычно у них в руках стакан из "Макдоналдса" с железной мелочью, которым они очень громко звенят тебе на ухо, что-то кричат и показывают пальцем на стакан. Бррр...
Башни-близнецы Кунгсторнен, построенные в 1925 году, считаются первыми современными небоскребами в Европе. Создатели вдохновлялись архитектурой Нижнего Манхэттена.
Неподалеку находится пешеходный тоннель Брюнкебер, построенный в 1886 году. 231-метровый тоннель, проходящий сквозь высокий холм, должен был облегчить жизнь горожанам.
Однако строить его надо было в жилой зоне, прямо под домами. Пришлось привлекать англичан, которые как раз открывали в Лондоне первое в мире метро. С помощью специальных морозилок влажный грунт замораживали перед взрывом, чтобы избежать обвалов, однако беда несколько раз чуть не случилась. В тот год доверие к королю, приказавшему эту авантюру, сильно пошатнулось - многие посчитали его спятившим. К тому же, строительство сильно ударило по бюджету страны.
Несколько лет назад здесь сделали "евроремонт".
Говорят, только ленивый шведский музыкант еще не снял здесь клип.
Декорации и вправду получились прикольными.
После тоннеля грех не сходить в метро.
По утрам в метро ни души. Днем же в час-пик людей не меньше, чем в Москве. Но что интересно - все держатся на почтительном расстоянии друг от друга, соблюдают колонны, никто никого не обгоняет. На мгновение показалось, что я сплю, когда увидел такие взаимоотношения между горожанами.
Сами же станции в подавляющем большинстве унылы чуть меньше, чем на сто процентов.
Просто плитка, как в общественном туалете.
Нам попадались только новые поезда. В них тихо и не болтает, как и везде в Европе (кроме Милана).
В переходах есть траволаторы.
Пока едешь, можно посмотреть фото, как строили станцию.
Или вот, схема маршрута, где видно, на какую глубину в какой момент опускается поезд. Круто ведь.
А мы уже приближаемся к чему-то интересному.
На потолке вестибюля изображены метростроители за работой.
Это станция "Ти-Централен", открытая в 1975 году. Она вырублена в скале, а ее арки умышленно не отделаны.
Выглядит это дико и потрясающе одновременно.
Перрон. Все здесь кажется каким-то ненастоящим, будто из тоннеля вот-вот покажется пластмассовый поезд из Лего.
Приехали на станцию Кунстрэгордан, открытую в 1977 году.
Она, конечно, не такая красивая, но еще более крышесносящая.
Здесь даже есть фонтан!
Гауди сказал бы: "Не, ребят, это перебор даже для меня".
Хочется фотографировать каждый изгиб потолка.
Гнутые афиши. Тоже круто придумали.
Пора отдохнуть глазам - поднимаемся наверх.
Продолжим о транспорте.
В Стокгольме очень любят ездить на... велосипедах.
Движение иногда очень насыщенное, а ведь страна скандинавская. Но на самом деле климат в Стокгольме очень мягкий из-за влияния Гольфстрима. Мягче, чем в той же Москве, хоть она и южнее.
Разумеется, у города есть свой велопрокат.
И даже встречаются станции для самостоятельного обслуживания велосипедов.
Конечно же, какой хороший город без трамваев!
В Стокгольме трамвай загубили в 60-х во время автомобильного бума, выжило лишь несколько линий. Зато на одном из маршрутов сохранился замечательный ретро-трамвай, работающий наравне с современными моделями.
Надо сказать, поездка на таком трамвае вызывает неописуемое эстетическое удовольствие.
Какие детали! Как в музей сходил.
Тем не менее, билетики кондуктор проверяет электронным валидатором.
Обязательно прокатитесь.
И напоследок про машины. Все ведь знают, что Швеция - родина "Вольво". И здесь тебе об этом постоянно напоминают.
Кстати, уже давно заметил, что в Европе почти не ездят на седанах. Фото - наглядное тому подтверждение. Хочешь большую машину - бери универсал (реже кроссовер), не нужна большая машина - бери хэтчбэк.
Но у Стокгольмцев неожиданно была замечена любовь к ретро-карам.
Может быть, мы попали на какой-то фестиваль, не знаю...
Но я почему-то верю, что это местный фетиш. Раритеты мы встречали в разных частях города.
Вот человек вообще какой-то мусор повез.
"Олдсмобиль" - говорящее название.
Хочу быть таким, когда состарюсь.
Предыдущие отчеты из этой поездки: